"Шесть пьес в форме груши"

  • Подписчики: 117 подписчиков
  • ID: 6013126
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
закрытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club6013126

Описание

Эрик Сати Его имя во французской музыке связано со всевозможными скандалами. Он завоевал себе громкую известность и место в истории новой французской музыки, благодаря своей независимой, и даже, порой, вызывающей позицией по отношению к официальному академическому искусству, ко всем музыкальным авторитетам. Обладая острым и злым умом, он любил поражать своих слушателей неожиданными парадоксами, смелыми музыкальными каламбурами, ироничными и гротескными названиями своих произведений. К примеру, такими, как «Язвительные препятствия», «Бюрократическая сонатина», «Обрюзглые прелюдии» (для собаки), «Три пьесы в форме груши». Весь сотканный из парадоксов, Сати лишь в 37летнем возрасте поступает учиться в высшее музыкальное заведение Франции «Сколу Конторум», и в течении трех лет усердно изучает контрапункт и композицию. Клод Дебюсси, узнав об этом, сказал композитору: «Вы затеяли опасную игру, в Вашем возрасте уже не меняют кожу». Сати ответил ему: «Если я сорвусь, тем хуже для меня. Значит, у меня ничего не было внутри» Он родился 17 мая 1866 года. Отец – француз, мать – шотландка. Несколько лет Сати учится в Парижской консерватории, однако, неудовлетворенный методами преподавания, бросает обучение и поступает добровольцем в армию. Здесь он недолго выдерживает режим суровой воинской дисциплины. Чтобы избавиться от службы в полку, Сати, обнаженный до пояса проводит несколько часов на морозе, в результате, серьезное легочное заболевание и – освобождение от армии. Вернувшись в Париж, Сати поступает в качестве тапера в кафе на Монмартре, где и проводит вечера в обществе шумной парижской богемы. Широкую славу Эрик Сати завоевал после скандальной премьеры его балета «Парад», написанного по заказу Сергея Дягилева на либретто Жана Кокто. Премьера балета 18 мая 1917 года в Парижском зале «Шатле» вызвала бурную реакцию аудитории и злые нападки критики. Один из биографов композитора писал: «Это был скандал! Весь Париж был в «Шатле» и бурлил негодованием!» Сати был в восхищении: « Они дерутся изза меня!» Пресса была воинственна и бескомпромиссна – Сати, Кокто и Пикассо (автора декораций и костюмов) называли «бошами»». В результате – судебный процесс. Автора балета «Парад» приговорили к 8 дням тюремного заключения за «публичное оскорбление и клевету» Действие «Парада» разворачивается на арене цирка, и представляет собой последовательность цирковых номеров. Здесь и китайский фокусник, и пара акробатов, танцующая лошадь, которую изображали два актера, чревовещатель, клоун. Пикассо оформил спектакль в кубистическом духе, с конструкциями в виде площадок на разных уровнях с картонными задниками. Все это оформление замечательно соответствовало музыке Сати – простой, четкой, лишенной и тени красивости, насыщенной ритмами джаза и кабацких песенок, но в то же время самобытной и темпераментной. Композитор использовал целый ряд необычных шумовых эффектов, таких как стук пишущей машинки и автомобильные гудки. «Парад» Сати ознаменовал новый этап в развитии французской музыки. Неожиданно для самого себя, 50ти летний композитор становится во главе «Новой школы», восставшей против импрессионизма. «Новая школа», ядром которой стала знаменитая «Шестерка», объединившая талантливых молодых композиторов, видела в Сати своего духовного вождя. Участники нового движения ратовали за искусство повседневное, лаконичное, пронизанное ощущением сегодняшнего дня, ритмом городской жизни с его шумом машин, уличным гамом, звучанием джаза. Последние годы жизни Сати уединенно прожил в маленьком городке Аркей. Время от времени он появлялся в Париже, показывал свои новые сочинения и отпускал острые меткие словечки, которые потом повторял весь музыкальный Париж. А потом он неизменно возвращался в свой поселок Аркей, где слыл романтиком и человеком необычайной доброты. Был приятелем молочника и булочника, которые и не подозревали, что водят дружбу с признанным королем снобистских салонов Парижа. Все это узнали в Париже потом, когда 1 июля 1925 г