Собор Святой Софии в Стамбуле

  • Подписчики: 173 подписчиков
  • ID: 4792366
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club4792366

Описание

Софи́йский собо́р, Собор Святой Софии, Агия-София (греч. Αγία Σοφία; тур. Ayasofya) в Константинополе — выдающийся памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, в настоящее время является музеем и одним из символов города. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55 метров, диаметр купола 31 метр. Собор был построен в 324—337 годах при Византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте базилику, что и было выполнено в 415 году, однако и ее постигла та же печальная участь — в 532 году при восстании «Ника» базилика сгорела (развалины ее были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора). Император Юстиниан (483—565) решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени, Исидора Милетского и Анфимия Траллесского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви свв. Сергия и Вакха. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошел тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм. Обвалившийся во время землетрясения 989 купол собора перестроил армянский архитектор Трдат, автора Анийского собора. 16 июля 1054 г. в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. С тех пор произошло Разделение церквей на Католическую и Православную. До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница. В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-София, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов. В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками. К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них по