Описание
Существуют два понятия граффити. Одно «официальное», которое определяется как (итал. graffiti, букв. — выцарапанный) древние надписи и рисунки на стенах зданий и посудинах различного содержания, сделанные острыми предметами. Другое же, «неофициальное», возникло приблизительно в 60-е годы прошлого столетия и охватывает часть современного уличного «искусства» . Именно оно в данный момент нас и интересует.
На сегодняшний день я бы разделил данное движение на две подчасти, две субкультуры, так сказать.
Основной девиз бомбинга: «чем больше, тем лучше», или точнее сказать «круче». Ключевые понятия: тег, фул кар, скретч, панелс, коалис. Весь бобмбинг, в конечном итоге, сводиться к самореализации, но, в тоже время, разнообразие манер, стилей, способов исполнения заставляет удивляться. В основном, бомберы изображают названия команд (крю, cru) или собственные ник-неймы (nicknames), иногда лозунги, идеи, реже персонажей. Это несколько похоже на нечто вроде само-поп-арта. Все повторяется и копируется в огромных размерах. Я имею ввиду не только площадь, но и количество. Задача — сделать окружающую среду своей, такой, как ты хочешь. Что-то типа обоев — все одинаково и стильно. Более того, бросить вызов всему и всем, провозгласить себя королем.
Конечно, вы можете не согласиться с этими словами или даже осудить их, но я считаю, что иногда бомбинг граничит с вандализмом. Возможно, это зависит от неопытности графера, от его неуверенности в своих силах, от недостатка уважения к себе и окружающей его среде. Ведь, несмотря на излюбленный всеми способ самореализации (сказать, что ты в чем-то хорош), существует еще один, многими забытый способ — услышать это от окружающих. В последнее время, такое направление становиться все более популярным. Поскольку жизнь нестабильна, протестов море, ну, и, конечно, все хотят заявить о себе, выделиться и показать свою оригинальность. Как ни банально — реализуются в бомбинге. Но не все потеряно для нашей уличной культуры, потому что существуют еще идейные профессионалы, которые и занимаются целенаправленно выполнением оформления стен, ручной их росписью и относятся к самому явлению граффити, как к искусству выполнения рисунка на стене. Если вам стало интересно, советую посмотреть фильмы: MIB (уже трилогия), Dirty Handz, Amsterdamage, Not Guilty, 10 minutes graffiti, Cope2Kings Destroy.
Стрит-арту не присуща спешка завоевания всего мира. Здесь важна каждая мелочь, деталь, линия, тень, цвет. Все зависит от исполнителя. Это может быть как минимализм, так и вайлд. Все что угодно! Основное — трепетность и выдержанность. Здесь, в его мире, вы — проходящий мимо критик и наблюдатель, он — художник, а стены вокруг — его галерея, он и есть мастер выполнения рисунка на стене, творец ручной росписи. Каждое ваше мнение ему важно (конечно, если вы не полный дилетант). Именно такие люди задают стиль. Советую почитать-посмотреть такие журналы как Graffiti World Street Art — From Five Continents, StyleFile — Blackbook Session 2, Code Red Magazine, Innercity, Go Taste, Style Busters, ну а впрочем, вы и сами знаете ваших героев.
И вот, если эти два направления смешать, добавить трафареты, которые используются как в бомбинге, так и в стрит-арте, внести свое понимание, то получим граффити. Такое «неофициальное искусство» считают частью хип-хоп культуры. Но оно разрослось и эволюционировало. И теперь, используется в более широком значении, развиваясь отдельно от всего прочего.
Если вас заинтересовало данное направление, и вы хотели бы к нему присоединиться, то не спешите сразу же запасаться ящиками краски и разрисовывать все подряд стены, а лучше попрактикуйтесь в стенах собственного дома. Чтобы не давать лишнего повода обществу считать, что все райтеры (граферы) — нереализованные художники, а все их работы не что иное, как вандализм.